Один метод постановки финансовой цели (SMART)

В принципе, я в своей жизни пользуюсь только одним методом формулирования целей, которому меня научили на работе в фармацевтической компании. Это метод постановки целей по SMART. Это универсальный способ постановки целей, который можно использовать в любой сфере жизни. Нужен он для того, чтобы увеличить вероятность достижения поставленных целей.

Что такое SMART?

SMART это аббревиатура, которая расшифровывается так:

  1. Specific – конкретный.
  2. Measurable – измеримый.
  3. Achievable – достижимый.
  4. Relevant – актуальный.
  5. Time-bound – ограниченный во времени.

Впервые это мнемоническое правило использовал в своей работе некий Пол Мейр (в Википедии не ищется он почему-то, поэтому не могу написать, кто он и кем он был).

На самом деле существует множество способов расшифровки аббревиатуры SMART, однако, общего смысла это не меняет.

SMART это способ формулирования цели. То есть набор критериев, которым обязательно должна отвечать любая цель.

Подробнее о критериях формулирования цели

Итак, цель должна быть:

  1. Конкретная. То есть не должно быть двусмысленного толкования или слишком общего определения. Например, вместо «купить автомобиль» лучше заранее выбрать конкретную модель в конкретной комплектации.
  2. Измеримая. В случае с машиной все просто: один автомобиль по такой-то цене. А если, к примеру, речь о загородном доме? Тогда следует заранее определить необходимую (не желаемую, а необходимую) минимальную его площадь, количество этажей и комнат, расстояние в километрах от границы города и т.д. Кстати в случае с автомобилем, если не определена его модель, можно записать необходимый объем двигателя, средний расход топлива, габариты и массу и проч.
  3. Достижимая. Или реальная. Бытует такое мнение, что все в этой жизни возможно. Но в первое время, однако, целесообразнее было бы ставить себе цель поскромнее, в соответствии с возможностями. Если цель будет все время казаться нереальной, то силы на ее достижение быстро иссякнут. Опыт подсказывает мне, что при выборе, скажем, модели автомобиля лучше руководствоваться понятием необходимости, а не престижности. Иначе зачем стараться выполнить то, что выполнить невозможно?
  4. Актуальная. Или необходимая. Поскольку чем больше в вашей цели жизненной необходимости, тем выше мотивация для ее достижения.
  5. Ограниченная во времени. Другими словами, при постановке цели следует сразу же определить срок для ее достижения. Срок конкретный. В любом случае, если в процессе вы почувствуете, что не успеваете, то сроки всегда можно сдвинуть (как часто бывает при строительстве жилых домов и стадионов). Нужно это для того, чтобы вы не расслаблялись, когда не надо. Но сроки тоже должны быть реальными!

Примеры финансовых целей

Вот как можно ставить цели по SMART:

  1. Двухкомнатная квартира в Пушкинском районе Санкт-Петербурга общей площадью не менее 60 квадратных метров в панельном многоэтажном уже сданном доме, новостройка, с отделкой (наличие сантехники, дверей, напольного покрытия обязательны!). Ближайшие детский сад и школа не далее 2,5 км. Стоимость не более 4 млн руб. Срок – 3 полных года, начиная с 1 января 2015 года.
  2. Автомобиль известной японской, корейской или европейской марки (предпочтение Opel, Volkswagen, Skoda, Hyundai) в кузове хетчбек, с рабочим объемом двигателя 1,4 см3, средним расходом топлива в городских условиях не более 7 л на 100 км. В комплектацию должны входить: кондиционер, подогрев сидений, крепления Isofix, складывающееся заднее сиденье, подогрев зеркал и заднего стекла, центральный замок без сигнализации. Стоимость не более 600 тыс. руб. Срок – один год, начиная с 1 января 2015 года. (Можно также добавить требования по страховке и постгарантийному обслуживанию и проч.)
  3. Айфон. Любой, можно самый дешевый. Потому что Айфон это просто круто, и не важно, сколько у него памяти, какой процессор, какая камера (селфи можно с любой камерой делать; люди вон в социальных сетях не стесняются) и проч. Главное, чтобы серебристый был. Нужен сейчас, поэтому возьму в кредит! :-Р
12345 (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий