Финансовая грамотность населения России

Ниже описаны некоторые факты о том, как обстоит дело с финансовой культурой в нашей стране. Про общество потребления я писал здесь.

Выбор банка для кредита

Недавно Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) проводило опрос. Тема опроса – критерии выбора финансовой организации для получения кредита. Если речь о большой сумме, которая необходима заемщику для покупки квартиры или автомобиля, то в этом случае выбор чаще всего происходит между двумя-тремя организациями, с которыми существуют договоры у риелтора или автосалона.

Основные критерии выбора:

  • Наличие отношений с данным банком в виде зарплатной карты или депозита.
  • Близость офиса к дому или месту работы.

При получении потребительского кредита на покупку, скажем, бытовой электроники, покупатель выберет тот банк, стойку которого он увидит рядом с собой. Или тот банк, у которого будет самый активный в торговом зале сотрудник по оформлению кредита.

Еще информация к размышлению:

  • 18% опрошенных не интересуется предложениями банков-конкурентов.
  • 17% вообще затруднились сказать, как они будут себя вести, если им предложат выбрать финансовоую организацию для получения кредита.
  • 49% респондентов при выборе кредита ориентируются на полную сумму переплаты, остальным хватает информации о величине процентной ставки.

Исследователи предположили, что подобная пассивность населения в таком важном вопросе связана с неким «финансовым фатализмом». То есть наши с вами граждане осознают свою финансовую безграмотность, но при этом ничего не пытаются изменить к лучшему и не хотят вникать в тонкости выбора предложений на рынке частного кредитования.

Финансовая безграмотность: мнение специалиста

Фото с сайта http://www.e-xecutive.ru/

А вот мнение руководителя блока развития бизнеса сети «Мираф-Банк» Александра Орехова, интервью с которым было опубликовано на портале http://www.e-xecutive.ru/:

«Наверное, главный критерий финансовой грамотности, а, точнее, неграмотности населения России – это рост его закредитованности и, как следствие, просроченной задолженности по банковской системе в целом. Растет число людей, которые обслуживают не один и не два кредита, а четыре или пять, при этом доходы населения практически не растут. Это опасная ситуация, которая может повлечь за собой появление «кредитного пузыря». Этим вопросом уже озаботились и банки, которые видят в сложившейся ситуации угрозу для бизнеса, и регулятор. Не случайно ЦБ нацелен на ограничение максимальной полной стоимости потребительских кредитов. Вполне разумно ограничить и максимальную долю дохода, которую заемщик направляет на уплату долга по кредиту.»

И далее:

«Клиент должен понимать, что банк – это система. Много лет работая напрямую с клиентами, я могу сказать, что, к сожалению, в нашей стране существует плохой стереотип, что долг можно и не возвращать. «Ну, вы понимаете, моя финансовая ситуация изменилась», – звучат иногда аргументы. В жизни бывают разные ситуации, но необходимо понимать, что любой банк – это система и бизнес, он не может «войти в положение» и простить вам долг. Несмотря на то, что идеология кредитования – это помощь конкретному гражданину или семье в улучшении условий их жизни здесь и сейчас путем финансирования крупных покупок или значимых событий, клиентам необходимо осознавать и то, что один из основных принципов кредитования – это возвратность.»

Еще цитата:

«Свою кредитную историю знают только 10% клиентов банков – это тоже результаты нашего собственного опроса, проходившего в феврале-июне 2014 года. 85% участников опроса ответили, что никогда не проверяли свою кредитную историю, 4% респондентов информация о ее состоянии не интересует, и только 10% опрошенных проверяли свою кредитную историю. Все это говорит о недостаточном уровне финансовой грамотности населения.»

Вот еще данные НАФИ:

  • По данным опроса в 2013 году лишь 13% граждан России оценивали свои финансовые знания на отлично. При этом в 2010 году таких людей было 25%. Тенденция, однако!
  • По результатам исследований, проведенных в 2008-2013 годах, только треть жителей нашей страны ведут семейный бюджет.

Система финансового образования

Причина такого состояния дел кроется в отсутствии системы финансового образования в нашей стране. Безусловно, сама эта инициатива должна исходить от государства. Государство также может участвовать в разработке образовательных стандартов, программ, помогать в организации всего процесса.

Но сейчас, похоже, нашим чиновникам это просто невыгодно. Поэтому они ничего (ну или почти ничего) не предпринимают для того, чтобы повысить общий уровень финансовой грамотности в стране.

Есть, конечно, и другая сторона медали. Мы хорошо знаем, что порой бывает, когда наши чиновники рьяно берутся за претворение в жизнь какой-нибудь хорошей идеи, и что потом с этой идеей происходит дальше.

Но вот опыт других стран (слова Александра Орехова из того же интервью):

«В США вопросами финансовой культуры населения занимается Комиссия по финансовой грамотности и образованию, в Австралии – Служба финансовой информации, в Канаде — Служба защиты потребителей финансовых услуг, в Великобритании — Управление по финансовым услугам и так далее. В зависимости от особенностей и поставленных целей эти организации и реализуют информационно-образовательные программы в поддержку и защиту прав потребителей финансовых услуг. Естественно, такие структуры должны находиться «под государством». Технически же вопрос повышения финансовой грамотности может решаться по-разному. Государство может выступать «центральным агентом», координируя деятельность субъектов, реализующих информационно-образовательные программы, может финансировать такие программы, может формировать стандарты распространяемой производителями финансовых услуг информации и порядок ее раскрытия – вариантов много. При этом у нас существует и собственное видение оптимального распространения финансовых знаний среди различных категорий граждан, которое мы применяем на общественных началах и готовы им поделиться с компетентными государственными органами.»

Значит, организовать систему ликвидации финансовой безграмотности в России возможно. Была бы на то политическая воля.

А пока нам приходится довольствоваться сбором разрозненной информации, часть которой представляет собой откровенную рекламу услуг конкретных банков, управляющих компаний и т.д.

Где искать информацию о личных финансах?

Я со своей стороны могу посоветовать следующие источники информации (потом сделаю отдельный пост на эту тему):

  1. Сообщество http://www.e-xecutive.ru/. Оно посвящено менеджерам в первую очередь, но там есть очень много информации о личных инвестициях, о деятельности банков и других финансовых организациях.
  2. Журнал «Наши деньги» и его копия на сайте http://www.nashidengi.ru/. Много полезной информации именно для обывателя, который хочет разобраться в личном финансовом планировании, научиться экономить и приумножать свои сбережения.
  3. Сайт http://easyfinance.ru/, на котором можно попробовать, а потом приобрести специальную программу для учета личных финансов. Там есть блог, где на мой взгляд также много полезного публикуется.
  4. Блог http://www.the-village.ru/. Здесь все обо всем. Но если поискать, можно найти что-то интересное и о финансах, экономии, всяких жизненных хитростях (так называемый лайф-хак).
  5. Портал Ваши личные финансы. Я так понял, что это совместный проект Департамента финансов Администрации Томской области и частных компаний, работающих в области финансов. В принципе, одна из попыток на уровне государственных органов решить проблему финансовой безграмотности населения России. И вполне неплохая.

Если что еще полезного найду, впишу.

12345 (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Оставить комментарий