Общество потребления

Довольно часто можно услышать такой термин: общество потребления. Журналисты говорят, что в России уже давно формируется общество потребления. Что же это такое? И что в этом хорошего или плохого для обычных людей?

Определение

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Википедии:

Общество потребления (англ. Consumer society) — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

Авторство термина приписывают известному немецкому социологу, философу и психоаналитику Эриху Фромму.А саму идею развил французский культуролог, социолог и философ Жан Бодрийяр в своем одноименном труде.

Итак, в основе общества потребления лежит именно индивидуальное потребление материальных благ. Причем, зачастую современный человек этот процесс ставит на уровне жизненной ценности, цели в жизни. Отсюда и возникают проблемы нехватки денег, так как хочется очень многого, а реальные возможности у большинства людей весьма ограничены.

Причины формирования общества потребления

Их несколько:

  • капитализм;
  • технический прогресс (последняя научно-техническая революция, связанная с информационными технологиями, а также развитие бытовой техники);
  • рост доходов населения;
  • сокращение продолжительности рабочего времени и увеличение продолжительности свободного времени;
  • кажущееся размывание классовых различий между людьми;
  • индивидуализация.

Характерные черты общества потребления

  • Люди перестали покупать товары и услуги, чтобы только выжить. Когда базовые потребности удовлетворены, появляются новые. Поэтому рост расходов населения в мире постоянно растет.
  • Торговля постепенно сосредотачивается в крупных сетевых точках: гипермаркетах и торгово-развлекательных центрах. Теперь покупки это не только необходимое занятие, но также и времяпровождение.
  • Быстрое развитие телекоммуникационных технологий сформировало новую среду общения для людей и информационное пространство. Доступ туда осуществляется с помощью посредников на платной основе.
  • Бизнес производит не только товары и услуги, но также и формирует культуру потребления с помощью рекламы.
  • Человек теперь стремится потреблять так, чтобы выглядеть богаче и успешнее. То есть характер потребления стал признаком социального статуса.
  • Интенсивно развивается система кредитования населения. Поэтому покупать становится проще.
  • Вместе с тем в цену товара теперь входят и банковские проценты по кредитам, выданным производителям, посредникам и реализаторам. А сам факт кредитования стимулирует население к экономической активности.
  • В цену также стала входить и стоимость бренда или торговой марки.
  • Мода стала меняться быстрее. Теперь вещи устаревают еще до своего физического износа. А население естественно не желает отставать от моды.
  • Образование становится платной рыночной услугой.
  • Большой спорт теперь это прежде всего зрелище, которое благодаря спонсорству, рекламе, телевидению и контрактной системе для спортсменов стал крупным бизнесом.
  • Появилась индустрия красоты. Теперь за деньги можно менять внешность, чтобы выглядеть молодо и красиво.

Как выжить в обществе потребления?

В общем все: наука, бизнес, государство, СМИ, финансовая система и сам потребитель работают почти только для того, чтобы обеспечить постоянно растущее общее потребление.

Плохо это или хорошо для обычного человека? Есть разные мнения на этот счет. Истина как всегда где-то посередине.

Но в любом случае общество потребления это данность, с которой нам приходится иметь дело. Поэтому нас должен интересовать только один вопрос:

Как выжить в обществе потребления?

То есть как удовлетворить все свои потребности с помощью имеющихся ресурсов так, чтобы не нарушить закон и не обидеть других людей? Чтобы, как говорится, и волки были сыты и овцы целы.

И вообще возможно ли это?

Я думаю, что возможно. Для этого надо стать прежде всего культурным потребителем, чему будут посвящены следующие статьи о культуре потребления:

Финансовая грамотность населения России.

12345 (Еще не оценили. Ты первый!)
Загрузка...

Оставить комментарий